Круглый стол библиотекарей Кировского района

Лист регистрации участников дистанционного круглого стола библиотекарей Кировского района
https://docs.google.com/document/d/1KrZ1USu0p3n9wYCE4YjiPR2LIjJBlFfoQIO0og1HdtU/edit?usp=sharing

Применение ИКТ в работе школьной библиотеки.

Заведующий библиотекой

МОУ «Школа №85 г. Донецка»

Деревянко С.В.

https://en.calameo.com/read/0065288995b7a1c106a77

Школьные библиотеки образовательных учреждений на сегодняшний день начинают работать как  информационно-библиотечные центры. Основной задачей их  работы становится обеспечение участников образовательного процесса доступа к информации, знаниям, идеям, культурным ценностям посредством  использования библиотечно-информационных ресурсов на различных носителях.

Основные направления внедрения ИКТ

  1. Расширение спектра библиотечных услуг и предоставление доступа к электронным ресурсам.
  2. Автоматизация библиотечных процессов:

— электронные каталоги;

— электронные картотеки;

— библиографические указатели литературы;

— списки новых поступлений и т.п.

  1. Создание собственных цифровых ресурсов:

— справочные базы данных;

— рекомендательные списки литературы;

— списки внеклассного чтения;

— путеводители по фондам;

— аннотированные иллюстрированные картотеки

— памятки, буклеты;

— книжные обозрения и т.д.

  1. Буктрейлер — новая форма продвижения книги.

Буктрейлер – это:

  • короткий видеоролик по мотивам книги;
  • видео аннотации книг;
  • ролик-миниатюра, который включает в себя самые яркие и узнаваемые моменты книги, визуализирует ее содержание;
  • небольшой видеоролик, рассказывающий в произвольной художественной форме о какой-либо книге.

Я создаю  видеоролики, буктрейлеры в программе ФотоШОУ PRO. Для меня это очень увлекательное занятие. Хочу поделиться своими знаниями с коллегами. Переходите по ссылке  https://fotoshow-pro.ru/adv/slayd-shou-iz-fotografiy-st.php?from=stdir&adv=1&yclid=5417886138861389212   , скачивайте программу бесплатно и создавайте свои видеролики.

  1. Творческий отчет как форма популяризации библиотеки в сервисе thinglink  https://view.genial.ly/5dae81083c6de40f7c36d609/interactive-content-interactive-image     (сервис для создания интерактивной презентации или плаката.)

Calameo – это сервис интерактивных публикаций, книг, журналов, презентаций, каталогов, отчетов. Это новый, интерактивный способ создания электронных документов, который вряд ли кого может оставить равнодушным.  Очень удобен. Я  использую аккаунт BASIC (бесплатно). https://ru.calameo.com/account/book

ИКТ навсегда изменили привычную деятельность библиотеки и оказывают влияние на все грани библиотечной работы. В повседневной жизни наших библиотек становится обыденным делом работа с электронной почтой, электронным каталогом, участие вместе с детьми в телекоммуникационных проектах или работа над сайтом библиотеки, использование ИКТ во всех мероприятиях. Это неотъемлемая часть нашей деятельности. Новейшие информационные технологии делают наши библиотеки более привлекательными для так называемого «цифрового поколения» и позволяют выполнять библиотекарям свою работу продуктивнее, лучше, интереснее, оставляя при этом чтение на первом месте.

Ведь миссия библиотеки – привлечение к чтению – при этом не изменилась. И современные технологии, если правильно ими воспользоваться, не сбрасывают книгу с престола, а наоборот – помогают привлечь детей к чтению. Это замечательный инструмент, который способен развить мотивацию к чтению. Надо только с его помощью суметь организовать увлекательную современную читательскую деятельность на базе школьной библиотеки.

Использование полнотекстовых электронных библиотек — самый существенный способ расширения информационного пространства школьной библиотеки.

Мы заходим в электронные библиотеки через сайт РШБА http://rusla.ru/rsba/, где для библиотекаря предоставлен полный список электронных библиотек. С помощью него выполняются запросы пользователей на отсутствующую в фонде литературу тремя способами:

а) читателю предоставляется только адрес электронной библиотеки;

б) предоставляется возможность чтения on-lain в библиотеке;

в) можно скачать книгу и выдать ее в электронном виде на СД — диске или флэш-накопителе.

Мы активно используем интернет – ресурсы    е-Платформы  РЭШ (Российская  Электронная  Школа),  обновленные ссылки на мероприятия платформы «Библиотека МЭШ»  http://elern.tilda.ws/page10437477.html  : сценарии уроков, приложения, тесты, художественная литература, учебные пособия.

Изучение читательских интересов — важное условие успешной работы библиотеки. Обычно в библиотеке используются такие традиционные формы, как опрос, тестирование, анкетирование, наблюдение, анализ отзывов читателей и другие. С появлением новых технологий они не исчезли. Но для быстрой обработки полученной информации незаменимыми стали сервисы для проведения анкетирования и опросов в режиме on-line: Google, а также WebAnketa. Использовать их очень удобно и интересно.

В библиотеке создано огромное количество собственных цифровых ресурсов.  Это аннотированные иллюстрированные картотеки, памятки, рекомендательные списки, обзоры, интерактивные плакаты, планы, положения и другие официальные документы. Для массовых мероприятий– новости и анонсы мероприятий, сборники стихов, загадок собственного сочинения, альбомы рисунков, буклеты, буктрейлеры, конкурсы, игры, литературные викторины и многое другое.

С 2018 года в школьной библиотеке начала работу «Мини – медиатека», которая насчитывает более 200 электронных изданий  энциклопедий, справочников, художественной литературы. Всего на 6,77 ГБ. Для работы  «Мини – медиатеки» используется  специальный ПК.

В деятельности с учащимися и учителями широко используются социальные сервисы и инструменты Web 2.0 при проведении проектов, организации и поддержке самостоятельных учебных исследований школьников используются не только традиционные, но и нетрадиционные формы работы с книгой и другими ресурсами, где прослеживается тесное взаимодействие с другими библиотеками.

Большими возможностями при организации работы со школьниками обладают вики-сервисы. Википедия определяет вики как «программное обеспечение, которое легко позволяет пользователям создавать, редактировать и связывать страницы». Самым большим достоинством вики является возможность коллективно создавать, хранить, структурировать документы, материалы и информационные ресурсы. Кроме того, к плюсам относятся простота, скорость, безопасность, гибкость.

Вики-технологии  используются:

—    для создания банков учебных материалов;

—    создания коллективных исследовательских проектов школьников;

— совместного создания виртуальных краеведческих и экологических экскурсий школьниками;

— коллективного создания творческих работ — сборников сказок, стихотворений, загадок, эссе, альбомов рисунков.

Использование сетевых интерактивных технологий для поощрения чтения и продвижения литературы и ресурсов представляется одним из наиболее перспективных направлений работы со школьниками, потому что позволяет не только приобщать к чтению, но и формировать навыки информационной грамотности, а также навыки групповой работы и сотрудничества.

Использование телекоммуникаций ведет к значительному росту активности учащихся. А конечный продукт, (стихи, рассказы, сказки, ответы на вопросы викторин, рисунки, презентации и др.) мы используем при проведении библиотечных мероприятий. Учителя используют их на уроках чтения и ознакомления с окружающим миром.

Очень полезным ресурсом для библиотекарей является интернет — портал  «ProШколу.ru» https://proshkolu.ru/user/Svetlana585858/blog/add/, где проводится большое количество курсов, мастер-классов, интереснейших и полезнейших для профессионального роста библиотекаря в области применения интернет-технологий в библиотеке.

Успешно пройдя выбранный курс, можно не только получить знания, но и сертификат об успешном завершении курса.

Использование возможности новейших информационных технологий позволяет совершенствовать работу. Но классические формы работы это не заменят. Так же, как электронная книга никогда не сможет заменить настоящую, «живую» книгу. Важно разумно сочетать традиционные и инновационные формы работы и постоянно учиться новому, чтобы идти в ногу со временем.

Список использованной литературы:

  1. Журнал Библиотека в школе №3 (2012 г.)
  2. Журнал библиотека в школе №7-8 (2014 г.)
  3. Журнал Библиотека в школе №3 (2016 г.)
  4. Гладкова, К. Библиотека будущего. К. Гладкова // Школьная библиотека.
  5. Гусева, Е.Н. Инновация как стратегия, фактор и условие развития библиотек./  Е.Н. Гусева // Школьная библиотека.2012. № 6-7.- с.135-137
  6. Ивашина, М.В. Библиотекарь на виртуальной кухне, или Для чего библиотеке блог [Электронный ресурс] / М.В.Ивашина. – 2009. –Режим доступа: http://goo.gl/jl4xzM
  7. Информационные технологии в библиотеках [Текст]: дайджест-конспект /Новосиб.гос.обл.науч.б-ка; сост. И.М.Хвостенко; ред.Н.П.Носова; отв. за вып.В.Г.Деев. – Новосибирск: Изд-во НГОНБ, 2015. –90 с.
  8. Качанова, Е. Ю. Инновационная политика: цели, этапы, методы // Б-ка.-2003.- № 10.

Презентация  Применение ИКТ в работе школьной библиотеки:

https://docs.google.com/presentation/d/10MxSEhAi1pULTppC_Hibio3Rd_GPZ3Yo/edit?usp=sharing&ouid=102901235456347485174&rtpof=true&sd=true

 

Навыки в применении цифровых технологий в работе школьного библиотекаря

Мосендз Татьяна Ивановна

Зав. библиотекой МОУ «Школа № 89»

«Если солдаты не будут практиковаться изо дня в день,

 то на передовой они попадут во власть страха и сомнений.  

Если генералы не будут тренироваться изо дня в день, 

то во время боя

они не будут способны к маневрированию».

Сунь Цзы «Искусство побеждать»

в переводе Виногродского

При очевидном стремительном распространении информационных технологий до сего времени  вокруг ИТ в образовании не утихают дискуссии. И если уже речь не идет о том, нужно ли библиотекарю тратить время и силы на их освоение и чего в них больше — пользы или вреда, то о том, в какой степени, какие, как и когда осваивать и применять, и какие современному библиотекарю  нужны навыки, — все это активно обсуждается.

Не вызывает сомнения то, что, как показывает опыт, сегодняшнему «генералу» на его полях сражений важны ежедневные тренировки в следующих навыках:

Операциональные навыки — библиотекарь  должен уверенно пользоваться технологиями, уметь решить возникшую   проблему, связанную с их использованием; уметь быстро освоить, опираясь на свой опыт, новые сервисы и приложения самостоятельно или в сотрудничестве с коллегами (и учениками) уметь организовать свое автоматизированное рабочее место

Поисковые навыки — нужно уметь пользоваться разными поисковыми системами, чтобы рассмотреть разные ресурсы и представляемые точки зрения по нужному вопросу.

Работа с цифровыми образовательными ресурсами.

Критическая оценка — необходимо уметь самому и научить обучающихся  критически оценивать и отбирать адекватные, соответствующие времени и образовательной задаче, надежные и безопасные ресурсы и информацию.

Креативность — знание назначения и умение увидеть целесообразность применения тех или иных инструментов для расширения возможностей и творчества в решении конкретных дидактических задач, реализации проектов.

Коммуникационные навыки — умения использовать соответственно решаемым педагогическим задачам имеющиеся в наличии средства коммуникации (электронная почта, встроенные в приложения чаты, мессенджеры и т.д.).

Навыки безопасности — библиотекарь  должен владеть сам и научить учеников безопасному поведению и использованию ресурсов интернета, социальных сетей, защите персональной информации, постоянно работая над формированием у учеников навыков цифрового гражданина.

Осведомленность, знание рынка технологий — умение быть в курсе новинок, отвечающим потребностям обучения, выходить с предложениями к администрации ОУ о возможности использования тех или иных новых технологий.

Гибкость — технологии и сервисы постоянно совершенствуются, и обладающий цифровой грамотностью библиотекарь  должен уметь подстраиваться к новым изменениям, быть открытым для обучения.

Знание платформ для коммуникации — все более широко в образовательном процессе используются такие средства коммуникации как Skype или Google Hangouts, которые открывают большие возможности для общения учащихся с экспертами по всему миру, осуществления видеоэкскурсий, оналйн обучения. Потому знание таких платформ для библиотекаря  особенно ценно.

Знание платформ персональных учебных сетей — на современном этапе персональная учебная сеть имеет ключевое значение для профессионального развития библиотекаря, т.к. позволяет быть в курсе инноваций, оперативно осваивать новое и учиться у своих коллег. Умение пользоваться такой популярной  платформой, как например, Twitter, позволяет   общаться и делиться информацией с

Навыки сбора и обработки данных — знание технологий, обеспечивающих сбор и обработку  всевозможной информации,   позволяет своевременно реагировать на возникающие проблемы доносить ее до обучающихся и преподавателей, и оказать помощь тем, кому она нужна.

Владение программами специального назначения (ИРБИС, форма 1С библиотека, «Аверс: Школьная библиотека)

Сотрудничество — библиотекарь, обладающий цифровой грамотностью, открыт к сотрудничеству онлайн с коллегами и учащимися других учреждений, в том числе и по всему миру, для вовлечения ребят в интересные проекты, либо для собственного профессионального развития.

Дистанционное обучение — Работа с дистанционными информационными технологиями (дистанционные обучающие курсы, создание  дистанционных информационных пространств).

Использование электронных образовательных ресурсов.

Вот основные  составляющие профессиональной ИКТ-компетентности библиотекаря.

Источник: http://roachinthenet.blogspot.com

Презентация Навыки в применении цифровых технологий в работе школьного библиотекаря

https://docs.google.com/presentation/d/1CJ6szWPh94TOnRgo6An0_msThTrl_S-_/edit?usp=sharing&ouid=102901235456347485174&rtpof=true&sd=true

 

Использование информационных технологий при проведении массовых мероприятий

Сообщение на заседании круглого стола

заведующей библиотекой  МОУ  № 91

Зависляк Л.А.

https://en.calameo.com/read/006528899972946a9609e

Библиотека – структурное подразделение образовательного учреждения, призванное накапливать, обрабатывать, хранить и распространять информацию для обеспечения образовательного процесса информацией и ресурсами. Помимо этого функциями школьной библиотеки являются содействие общему развитию учащихся, формирование и совершенствование информационной компетентности участников образовательного пространства, содействие профессиональному развитию педагогических кадров.

ИКТ активно используются в работе нашей библиотеки. Для учащихся 2-х классов была проведена виртуальная экскурсия по заповедным местам родного края «Природа вокруг меня». Вместе с классным руководителем 2-А класса Бойчук А.И. ребята с интересом путешествовали по Донецкому кряжу,  Хомутовской степи, Велико-Анадольскому лесу; рассуждали о проблемах охраны природы Донбасса.

Учащиеся 8-А класса подготовили литературный журнал «Открою город заново», посвященный памяти почетного гражданина Донецка, поэта, прозаика, журналиста, фронтовика Виктора Васильевича Шутова. Восьмиклассники, вместе со своим учителем литературы Н.Е. Лесковой,  прикоснулись к творчеству знаменитого земляка, познакомились с его биографией.

Библиотекарь школы презентовала ребятам  книги, в которых представлена не только поэзия родного края, но и его история, экскурсии по живописным и памятным местам.  Школьники читали и свои стихотворения, а также дарили городу звезды, на которых написали слова-пожелания. А в завершение прозвучала песня на стихи Виктора Шутова «Город синих терриконов».

Невозможно представить на сегодняшний день  проведение консультаций о правильном  оформлении библиографической  базы ученических работ для учащихся, которые принимают участие в интеллектуальных  творческих конкурсах, без ИКТ. Классными руководителями используются ноутбуки и мультимедийные проекторы при проведении классных часов, уроков безопасности, экологических уроков, уроков памяти «Чернобыль. 35 лет спустя», «Помнит мир спасенный» (ко Дню Победы в Великой Отечественной войне).

В библиотеке были  оформлены выставки литературы, проведены беседы около выставок с использованием  презентаций на следующие темы:

  • «Донбасс литературный»;
  • «Рыцарь русского слова» (к 120-летию со дня рождения С. И. Ожегова);
  • «В тот чудный мир тревог и битв…» (к 205 -летию со дня рождения М.Ю. Лермонтова);
  • «Экстремизм и терроризм – угроза миру» (ко Дню солидарности в борьбе с терроризмом);
  • «Советы детям» (ко дню гражданской защиты);
  • «Память — синоним бессмертья» (книжная инсталляция ко Дню Победы);
  • «МАСТЕР» (к 130-летию со дня рождения М. А. Булгакова);
  • ««Этой силе имя есть – РОССИЯ!» (ко дню России) и т.д.

Учащиеся 5-8-х классов на уроках  «Беседуем с мудрецами»  вели разговор о роли книги и компьютера в жизни человека, обсуждали притчу «Чему учит книга», презентовали любимые книги, которые дети и родители возьмут с собой на необитаемый остров. Посмотрели мультимедийную презентацию о создании книг, сообщили интересные факты о самых редких и дорогих книгах.

С использованием ИКТ проводятся библиотечные уроки в соответствии с планом, различные массовые мероприятия (диспуты, круглые столы, викторины, беседы, видеопоказы  и обсуждения,   литературные часы и т.д.):  «Знакомство с библиотекой»,  «Весёлые приключения в стране чтения», «Строки, опаленные войной», «Блокада Ленинграда»; «Научные и универсальные библиотеки», «Мы говорим: «Имеем право», «Книга и чтение в жизни великих людей», «Гагаринский урок»; «Загадки русских слов», «Донецко-Криворожская республика»; «Знаменитые личности Донбасса»; экспресс-викторина «Тайны природы» по страницам произведений Е. Чарушина, Н. Сладкова, В. Бианки, поэтический конкурс «Английские романтики».

Традиционными стали дни выразительного чтения вслух в библиотеке для учащихся начальной школы с использованием звукозаписи: «Читаем Андерсена вместе», «Читаем Пушкина вместе», «Читаем Михалкова вместе», «Читаем Бажова вместе», «Читаем Милна вместе», «Читаем А. Толстого вместе» (к 85-летию со дня издания «Золотого ключика»), инсценирование сказок А.С. Пушкина.

Использование самых современных информационных технологий во всех сферах деятельности позволит вывести информационно-библиотечное обслуживание в школьной библиотеке на качественно новый уровень, сделать библиотеку привлекательной для школьников.

Литература и ресурсы:

  1. Википедия: свободная энциклопедия [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://en.wikipedia.org/wiki/WIKI
    2. Виртуальная книжная выставка [Электронный ресурс] // Открытый класс. Режим доступа: http://www.openclass.ru/master_class_work_page/57500
    3. Использование информационных и коммуникационных технологий в общем среднем образовании: разработка Института дистантного образования Российского университета дружбы народов [Электронный ресурс]. 2006. Режим доступа: http://www.ido.rudn.ru/nfpk/ikt/ikt2.html
    4. Качева Е.В. Мультимедийные средства — инновационное направление в работе школьной библиотеки [Электронный ресурс] // Фестиваль «Открытый урок 2006/2007». Режим доступа: http://festival.1september.ru/2004_2005/index.php?numb_artic=211575
    5. Школьные библиотеки // Library.ry: справочно-информационный портал. Режим доступа: http://www.library.ru/3/biblionet/?rub=7#found
    6. Электронная школьная библиотека [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://yourlibrary.pbworks.com/

 

О создании сайта библиотекаря

Заведующий библиотекой

МОУ «Школа №85 г. Донецка»

Деревянко С.В.

Современный библиотекарь – кто он?  Как вы думаете? Наверное, как минимум, это тот библиотекарь,  который идёт в ногу со временем, постоянно изучает что-то новое и использует полученные знания в своей работе. И, конечно же, деятельность современного  библиотекаря нельзя представить себе без использования интернет — ресурсов – различных образовательных сайтов.

Как правило, многим из вас приходила в голову мысль, что неплохо было бы сделать что-то своё: может быть, завести блог или сделать собственный сайт.

Именно этот вопрос  возник у специалистов  команды, а поиск ответа привёл к созданию такого проекта, как «Мультиурок».

     «Мультиурок» – это уникальная образовательная площадка, на которой каждый педагог или библиотекарь может бесплатно получить свой собственный сайт, а также делиться опытом, общаться и следить за педагогическими инновациями своих коллег.

Что такое «Мультиурок»?   Как зарегистрировать свой персональный сайт, как  его настроить  и наполнить его информацией?  Как с ним потом работать, как продвигать?   Сейчас вы узнаете.

  1. Войдите по адресу: http://multiurok.ru
  2. Зарегистрируйтесь.
  3. Вы автоматически получаете свой сайт, который будет необходимо только наполнить материалом.

На сайте уже создано 7 страниц:

Новости (эта страница не заполняется) – здесь отображаются все новые материалы тех сайтов на МультиУрок, на которые вы подпишитесь.

Блог – где вы можете загрузить материалы и темы для обсуждения с посетителями вашего сайта.

Файлы — где вы можете загрузить свои методические разработки и сразу же скачать свидетельство о публикации бесплатно.

Галерея – где можно создавать альбомы и загружать фото и видео (только с YouTube). ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! Педагогу, желающему создать свой сайт, необходимо внимательно изучить как руководящие документы о защите и использовании персональных данных, например, Федеральный Закон от 27.07.2006 №152 «О защите персональных данных», так и мнение родителей о возможном размещении фотографий их детей или видеоматериалов с их участием.

Активность – где вы можете проследить свою активность на сайте.

Награды – здесь расположены награды, которые вы получили или можете получить бесплатно, всего лишь за наполняемость сайта.

Например, чтобы получить сертификат о создании своего сайта бесплатно, вам необходимо опубликовать одну заметку в разделе «Блог» и две методические разработки в разделе «Файлы».

Дальнейший путь работы с сайтом полностью зависит  от вашего желания   и активности.

Главное – у вас есть свой сайт.

Удачи в работе!

Презентация О создании сайта библиотекаря

https://docs.google.com/presentation/d/1ayXY7m2ex3nGfBuAHYHUExA9uJOrDV96/edit?usp=sharing&ouid=102901235456347485174&rtpof=true&sd=true

«Роль информационных технологий в работе школьного библиотекаря. Из опыта работы»

Заведующий библиотекой МБОУ школа № 115

Савина Людмила Валерьевна

Видеоролик по ссылке: https://drive.google.com/file/d/1x1lxOnEphyZP_6Sg2-MRdYNfTqlqYbIg/view?usp=sharing

  1. Здравствуйте, коллеги! Вас приветствует заведующий библиотекой школы № 115 Савина Людмила Валерьевна. Тема моего выступления «Роль информационных технологий в работе школьного библиотекаря. Из опыта работы».
  2. Ключевая задача сегодняшнего дня – с максимальной целесообразностью и разумностью использовать новые информационные технологии и ресурсы для улучшения содержания обучения и развития новых форм и методов работы в школе. И, поэтому, чтобы быть востребованной, библиотека должна быть интересной, удобной и современной.
  3. Все вы знаете, что работа школьной библиотеки сегодня не обходится без применения информационных технологий – это:
  4. — организационная деятельность: наши с вами отчеты, акты, планы, таблицы, мониторинг, набор текста и его печать; оформление книжных выставок: поиск в интернете и печать фотоматериалов, цитаты, оформление папок; проведение библиотечных уроков с помощью компьютера; (пример)
  5. — справочно-информационная деятельность: использование электронных энциклопедий, учебников; информационные справки; составление рекомендательных или информационных списков, создание буклетов с помощью программы MicrosoftPublisher; (пример)
  6. — проектная деятельность: электронные тексты, презентации, видео,виртуальные книжные выставки и др.(пример)
  7. Более подробно я хотела бы остановиться на применении ИКТ  в  проектной деятельности библиотеки. Так как наша школа с углубленным изучением иностранных языков, имеют место создание двуязычных проектов.
  8. (пример)
  9.  Это видео было отправлено в ОАЭ, Дубай, в «Сад бабочек» и «Сад цветов» учредителям. Эти Сады занесены в Книгу рекордов Гиннесса 5 раз.
  10. Современная библиотека сегодня должна обязательно иметь доступ в Интернет. Также необходимо сегодня для библиотекаря наличие и использование электронной почты, участие в форуме, возможность размещать свои публикации в Интернете, участвовать в видеоконференциях, оn-lain тестировании.
  11. Свое выступление хочу закончить словами:

Да! Я люблю свою профессию,

И с каждым годом все сильней,

Она похожа на поэзию,

Хоть много будничного в ней,

Она, как стих, не терпит серости,

Не терпит косности и зла,

Она еще в глубокой древности

Талант и мудрость обрела.

Спасибо большое, коллеги, за внимание!